На Ставрополье разрабатывается проект транспортного коридора между Европой и Азией


   Автор: // Источник: Информационное агентство REGNUM

"В Ставропольском крае разрабатываются три концессионных проекта, один из которых может сделать регион опорным в Южном федеральном округе". Об этом сообщил 19 октября корреспонденту ИА REGNUM первый заместитель руководителя Министерства экономического развития Ставропольского края Виктор Миленин. По его словам Ставрополье является стержнем ЮФО, который связывает торгово-экономическими отношениями все республики Северного Кавказа и субъекты Юга России. "Кроме того, северокавказские республики питаются ресурсами Ставропольского края", - добавил Виктор Миленин. Он считает, что географический фактор, а также вышеперечисленные позволяют Ставропольскому краю бороться за позиции региона-локомотива Южного округа.

Заместителем минэкономразвития края разрабатываются три масштабных проекта, которые должны значительно усилить роль региона в экономике страны.

Толчком для создания подобного проекта послужило принятие двух федеральных законов: "О концессионных соглашениях" и "О свободных экономических зонах". Концессионное соглашение можно заключать только в отношении объектов, которые находятся в собственности государства. Проекты, разработанные в министерстве экономического развития и торговли Ставрополья, предполагают привлечение средств из стабилизационного фонда России, а также средства иностранных концессионеров.

Наиболее масштабный проект - строительство канала, соединяющего Каспийское и Азовское моря. Протяженность канала должна составить примерно 640-650 км. "Линия канала должна пройти от Азовского канала по Манычевским озерам по границе Ставропольского края с Ростовской областью и республикой Калмыкия до поселка Маныч и далее по реке Кума, которая впадает в Каспийское море", - рассказал Виктор Миленин. Посёлок Дивное Апанасенковского района Ставрополья планируется преобразовать в порт, протяженностью 90 км. Порт должен быть разбит на ряд терминалов, среди которых будут как торговые, так и пассажирские.

Идея создания подобного канала упоминается в Концепции устойчивого развития Северного Кавказа, разработанного Комиссией по проблемам Северного Кавказа Госдумы России. Как сообщало ИА REGNUM 12 октября, концепция предложена на рассмотрение правительству России. Председатель Комиссии, вице-спикер Государственной думы РФ Владимир Катренко говоря о предложениях по развитию Северного Кавказа, выделил среди них в частности, ускорение реализации проекта создания транспортного коридора "Север - Юг", "Восток - Запад", включая проработку проекта водотранспортного соединения Каспийского и Азовского морей с учетом расширения существующей гидротранспортной Манычской системы для прохода кораблей. Это поможет успешной интеграции экономики России и экономик стран Ближнего Востока, Ирана, Турции, - отметил Владимир Катренко.

Проект, предложенный Виктором Милениным, на 2/3 проходит по воде. Однако он предполагает расширение естественных русел рек до ширины 60-100 м для прохождения судов класса "река-море".

"Мы будем обращаться к ученым Ставропольского государственного аграрного университета, с тем, чтобы они помогли дать экономическое обоснование проекту и сделать бизнес-резюме, - рассказал разработчик проекта. - Предполагаемая стоимость проекта не менее 7 млн. долларов США. Однако, с учетом развития инфраструктуры стоимость его может значительно возрасти".

Однако, по словам Виктора Миленина, создание канала экономически выгодно как для Ставропольского края, так и для России в целом. Он создаст конкуренцию уже существующему транспортному евроазиатскому коридору - трасека, который проходит от Китая до Турции. Однако существующий путь длиннее и объединяет водное и железнодорожное сообщение. Это менее удобно, чем только водное. Проектный канал также короче Волгодонского. По мнению разработчика, проект дает значительные перспективы при вступлении России в ВТО.

Торговое сообщение по предполагаемому каналу значительно дешевле, чем по железной дороге Ростов-Баку. Канал дает выход среднеазиатским странам (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Афганистан, Азербайджан и другим) на европейский рынок, развитию торговых отношений с арабскими странами. Кроме того, строительство канала способствует развитию морского туризма.

На Ставрополье строительство канала подразумевает и развитие инфраструктуры: сооружение мостов, гидросооружений, что способствовало бы развитию строительной отрасли края; открыло бы новые торгово-экономические перспективы, привело бы к оздоровлению восточных районов края (Нефтекумского, Арзгирского и других), развитию туристической сферы.

По словам Виктора Миленина, к данному проекту уже проявили внимание компании Израиля и Арабских Эмиратов. Второй масштабный проект заместителя министра экономического развития и торговли края - развитие аэропорта "Ставрополь" по типу аэропорта Шеннон (Ирландия). Проект предполагает значительное расширение аэропорта, организацию на его территории производства.

В настоящее время специалисты минэкономразвития связались с управляющей компанией аэропорта Шеннон. Разработчики проекта планируют пригласить иностранных специалистов для того, чтобы перенять их опыт превращения аэропорта в свободную экономическую зону.

Третий масштабный проект предполагает создание на территории Ставрополья сети монорельсовых железных дорог. Она должна соединять отдаленные районы края, а также обеспечит транспортную связь Ставрополья с соседними регионами - Ростовской областью, Краснодарским краем, Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкессией. Сеть монорельсовых железных дорог также должна сыграть значительную роль в транспортном соединении курортных зон Юга России - Кавминвод, курортов Краснодарского края, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.